Вывести из города силы правопорядка - хитро. Отточенная еще в США тактика. Огромное количество нищих людей, не сдерживаемых более никакими нормами закона, пойдут грабить и лутать магазины.
После чего можно прокричать на весь мир: "восстали преступники, хамы и мародёры", и начну громить их при помощи армии, при всеобщем ликовании)
Посмотрим, какая судьба постигнет бедолаг газовщиков, когда все уляжется и сколько времени продержатся "Гарантированные" цены #Предложка
|-------------------------------->Предложка<-------------------------------|
*********************************************************
Актуальность информации: на 17:00 6 января по времени Нур-Султана (часовой пояс UTC+06)
Предыстория: В центральных областях Казахстана цену на газ стали повышать ещё осенью. Если в августе в Кокшетау цена составляла около 85 тг / литр, то в ноябре - около 165 тг / литр, и при этом образовался перманентный дефицит: из трёх пунктов заправки баллонов газ был только на одном. При этом в газодобывающих регионах цена на газ сохранялась в районе 50 тг / литр.
Ещё предыстория: В декабре забастовку за повышение зарплат устроили работники КазМунайГаза, на месторождениях Каражанбас и Каламкас. КузМунайГаз говорит "нет, не было никакой забастовки, мы ничего не видели" - забили, короче.
А теперь - сама история: с 1 января ценник на газ без предупреждения в Мангыстауской области был повышен до 120 тг / литр. Большинство людей об этом узнало утром 2 января (когда после Нового Года очнулись, да).
Тут же выяснилось, что почти весь транспорт в области переведён на газ. Попутно - выяснилось, что раньше цена на газ в Мангыстауской области формировалась из расчёта прожиточного минимума, а теперь на него положили болт.
Как нетрудно догадаться - зарплаты работникам газодобычи никто и на 1 тг не повысил. У людей возник вопрос: а куда вы, граждане-начальники, всю прибыль прячете, если цену повысили, а зарплаты - шиш? И вот, к обеду 2 января работники газодобычи устроили митинг в Жанаозене. Поскольку митинг был хоть и стихийный, но пришли на него рабочие бригады, которые друг с другом не первый год работают - то и митинг оказался достаточно организованным. Также было выдвинуто требование - вернуть цену на газ в 50 тг / литр. В принципе - люди были согласны с повышением цены до 60 тг / литр, но "50" - звучит красивее.
Реакции кроме просьб разойтись не последовало, к вечеру 2 января о митинге в Жанаозене знали уже все, в первую очередь - в Актау, где работников нефтегазовой отрасли не меньше (тех самых, которые в декабре бастовали), а просто конечных потребителей газа - в разы больше. Инициаторами митинга в Актау стали опять работники нефтегазодобычи (Озенмунайгаз, Казмунайгаз и прочие). При этом в ночь со 2 на 3 января расходится особо никто не хотел. В это же время стали подтягивать силовиков, и повились первые намёки на возможные столкновения.
Днём 3 января митинги в Жанаозене и Актау стали обретать большую организацию за счёт того, что наиболее активной частью митингующих являлись рабочие бригады. В Жанаозене появилась первая палатка, нефтегазовики подвезли свои "буржуйки". Тогда же митинги стали перерастать в забастовки - о забастовке против повышения цены на газ и за повышение зарплат рабочим объявили работники как минимум двух месторождений газа.
Тогда же местные власти пошли на первые переговоры с митингующими. Первые заявления властей говорили о том, что снижение новой цены на газ невозможны, оправдывая это высокой себестоимостью добычи. Якобы, себестоимость добычи 1 литра газа составляет 57 тенге, и это БЕЗ УЧЁТА зарплат рабочих, электроэнергии, воды и сырья.
Позднее, когда митинги стали охватывать большее число населённых пунктов западного Казахстана - появилось заявление о готовности снизить цену на газ до 90 тенге за литр (читай - повысить не на 70 тенге, а всего на 40). Однако митингующих данный результат не устроил, в результате появились первые политические требования: не только сохранить цену на газ, но и убрать руководство области.
К вечеру 3 января стали появляться нехорошие призывы в социальных сетях, а также начались первые стычки с полицией, пока ещё достаточно безобидные.
С утра 4 января митинги перекинулись сначала на города южного Казахстана, а затем, в течение дня, появляться и по остальной стране. В Актау на месте митинга появилась юрта, палаток и буржуек стало больше.
В обед 4 января в Актау произошла встреча между властями и инициативной группой митингующих, где была достигнута договорённость о сохранении имевшейся до Нового Года цены на газ (без уточнения сроков и гарантий), а также об амнистии участникам выступлений.
Однако, уже в это время активную работу начали политические группировки, обслуживающие конкурентов нынешнего руководства, и в то время,
когда
достигалось определённое соглашение - митинги из чисто экономических стали преобразовываться в политические выступления.
После обеда 4 января часть протестующих (по большей части - работники нефтегазодобычи) пошли даже на перехват автоколонны НацГвардии, в попытках блокировать им дорогу к населённым пунктам.
Ближе к вечер 4 января в сети стали появляться массовые "советы" протестующим в Казахстане (понятного противозаконного содержания, в первую очередь - от гражданина Аблязова).
Вечером 4 января начались столкновения протестующих и полиции в Алмате. Силовики начали применять слезоточивый газ, протестующие - сожгли одну Газель и разбили ещё несколько автомобилей полиции.
В свете повышения градуса выступлений - в Алмате и Мангыстауской области было введечно чрезвычайное положение до 19 января. В частности - было запрещено проведение любых форм забастовок.
После объявления чрезвычайного положения в сети стали появляться видео на которых показаны украинские события 2013-2014 годов с массовым применением зажигательных смесей, но подписаны как, якобы, нынешние события в Алмате.
К утру в Алмате всех протестующих разогнали. Как тогда казалось - окончательно.
В 7 утра Токаев принял отставку кабинета министров со словами "правительство виновато - оно уходит". Ещё раз подтвердил, что для жителей Мангыстауской области газ вернут по 50 тг / литр. Также к 10 утра арестовали директора жанаозенского газоперерабатывающего завода со словами "это он сам ценник вдвое умножил самовольно, просто так, без причины".
Однако перехват протеста известными личностями уже случился, и в обед 5 января начался второй раунд погромов в Алмате, также до погромов дошло в Актобе. Протестующие заняли городскую администрацию, были видны поджоги. Немногим позднее была захвачена и разгромлена резиденция президента Казахстана в Алмате.
Местами требования протестующих ещё сохраняди экономическую и про-рабочую направленность, но это - местные забастовки на конкретных производствах. С наиболее радикальных митингов начали распространять сугубо политические требования, созвучные с чаяниями конкурентов нынешнего руководства Казахстана.
К вечеру 5 января вся связь в стране была отключена. В это время в Алмате были выведены силы правопорядка, и предоставлена полная свобода мародёрам. В итоге сначала был разграблен как минимум один крупный охотничий магазин, захвачено оружие. Позднее мародёрами были захвачены здание Комитета Национальной Безопасности и аэропорт. Однако, при попытке штурма здания Ауэзовского РОВД силы полиции дали отпор, и обе стороны уже открыто использовали огнестрельное оружие.
Ночью возобновилось подключение к интернету. В это же время стало известно о беспорядках в Талдыкоргае и Шымкенте, хотя и не настолько масштабных, как в Алмате. К тому же - кроме Алматы все остальные беспорядки быстро и решительно подавлялись.
Поздней ночью банды в Алмате попытались взять штурмом здание департамента полиции, но также получили отпор и были отброшены. В это же время по городу прошла волна мародёрства - пользуясь отсутствием как правоохранительных органов, так и местных организаций самообороны, появились как одиночные мародёры, так и целые банды, которые занялись разграблением магазинов и банков.
В свете последних событий президент Токаев направил запрос в ОДКБ по предоставлению помощи для охраны объектов инфраструктуры, чтобы высвободить военные силы для подавления беспорядков в Алмате. В качестве формального повода для ввода сил ОДКБ было заявлено, что банды в Алмате являются террористическими и прошедшими подготовку за рубежом, что позволяет считать их нападение актом агрессии против Республики Казахстан.
Ближе к утру 6 января связь в стране снова была отключена, однако "наружу" вёл (и ведёт) постоянное вещание телеканал "Хабар-24".
Ночью началась операция по зачистке Алматы. До рассвета в город вошла казахстанская десантно-штурмовая бригада, завязались уличные бои. К утру военные окружили район беспорядков, на дневное время была назначена активная фаза контр-террористической операции.
Днём часть протестующих в Алмате взяли в оцепление 2 больницы.
Ближе к обеду 6 января в Актау на площади снова стали собираться люди. Однако на этот раз требований не выдвигали - шло обсуждение организационных вопросов, вроде проблемы вывоза мусора с места проведения митинга. Позднее бастующие нефтяники в Актау заявили, что их требования выполнены, и они расходятся.
Вечером начали восстанавливать подключение к сети Интернет.
*********************************************************